История института Печать
Оценка пользователей: / 1
ПлохоОтлично 
Добавил(а) Беднев В.А.   
04.10.10 22:13

В 1960-е годы, происходила реорганизация Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства (АТИРПХ), которая в целом была направлена на расширение его образовательной деятельности с целью максимального обеспечения отечественной промышленности высококвалифицированными кадрами.
Так в 1960–1961 учебном году была создана кафедра «Судостроение и судоремонт». Первым заведующим кафедрой стал доцент В.Д. Дринков. Преподаватели кафедры читали такие предметы, как «Морская энциклопедия», «Морские процессы», «Технология судостроения», «Теория корабля» и ряд других. Кафедра активно занималась научной проблемой монтажа валопроводов гребных винтов. Обучение по специальности «Судостроение и судоремонт» в 1960–1966 годах велось только на вечернем и заочном факультетах, а с 1966 году началось и на дневном отделении института.
В 1963 году из состава кафедры «Энергетика» была выделена кафедра «Судовые силовые установки».
В начале 1960-х годов открывается аспирантура на кафедрах «Теплотехника», «Судовые силовые установки», «Электрооборудование судов». Были расширены связи с Каспийским филиалом ВНИРО и промышленными предприятиями. В 1963 году был принят перспективный план НИР, который обеспечил разработку научных проблем, связанных, в том числе, с повышением эффективности эксплуатации флота и рыболовства в дельте реки Волги.
В 1960-е годах, оставаясь формально техническим институтом рыбной промышленности и хозяйства, фактически АТИРПХ представлял собой нечто среднее между политехническим институтом, институтом пищевой промышленности и институтом рыбной промышленности и хозяйства. В это время специальности рыбной и пищевой отраслей здесь соседствовали со специальностями техническими, в том числе такими, как «Судовые силовые установки», «Судостроение и судоремонт». Как следствие, на первое место в научно-исследовательской деятельности вуза вышли фундаментальные межкафедральные проблемы, подразумевающие совместную научную работу ряда кафедр. Эта тенденция сохранилась и в последующие годы.
Так, в в период 1960 – 1980 годов одним из ведущих направлений научной деятельности вуза стала проблема совершенствования технологии постройки и ремонта судов.
В результате в 1967–1968 учебном году был создан новый – судомеханический факультет, деканом которого был назначен Ю.Н. Кагаков.
Яркой фигурой на этом факультете был М.ГОДУ Рябцев. Именно его усилиями в 1967 году на судомеханическом факультете была открыта новая перспективная специальность «Эксплуатация судового электрооборудования».
В 1983–1984 учебном году был открыт электромеханический факультет под руководством В.И. Холина. Одновременно в 1983 году была открыта новая специальность «Эксплуатация электромеханических судовых установок». В это же время были созданы новые кафедры – «Промысловое судовождение» и «Навигационные и рыбопоисковые приборы». Из состава кафедры «Электротехника и электрооборудование судов» была выделена кафедра «Эксплуатация электрооборудования судов».
В 1970-е – первой половине 1980-х годах в институте появляется ряд учебных и научных лабораторий, ставших основой современной лабораторной базы ИМТЭиТ. В их создании принимали участие А.З. Щербаков, М.Г. Рябцев, К.С. Танин. Тогда же развернулась научная деятельность профессора Ф.Т. Чаплыгина.
Долгое время вуз не имел ни собственных учебных судов, ни закрепленных за ним баз практики. До 1967 года организация практик не являлась острой проблемой в силу того, что  большую часть практикантов удавалось разместить на предприятиях Астраханской области. А с 1967 по 1984 году из-за увеличения числа студентов, обучавшихся в АТИРПХ, были заключены договоры с организациями, расположенными в 45 городах страны. Наиболее устойчивые связи были установлены с Калининградом, Клайпедой, Пятну, Ригой, Таллинном, Ленинградом, Мурманском, Керчью, Одессой, Севастополем. Основной организацией, обеспечивавшей институту проведение плавательной практики в 1970-е годы, был Балтийский отряд учебных судов (БОУС).
К 1985 году в составе АТИРПХ существовало семь основных факультетов. Среди них судомеханический факультет готовил инженеров по специальностям «Судовые силовые установки» и «Эксплуатация судовых силовых установок», а на электромеханическом факультете обучали инженерной специальности «Эксплуатация судового электрооборудования». В 1988 году последовала существенная реорганизация вуза, и вместо семи основных факультетов осталось четыре. Так, вместо судомеханического и электромеханического факультетов был образован один новый факультет – судовой энергетики. Его деканом в течение десяти последующих лет был А.И. Надеев.
Во второй половине 1980-х годах были реконструированы и модернизированы лабораторная база, оборудование и установки кафедр «Электротехника», «Электрооборудование судов», «Судовые силовые установки». В 1980-е годах игститут имел два учебных судна типа «Ярославец» и «Ракета», использовавшихся в качестве учебных лабораторий рядом инженерных кафедр, а также сейнер СЧС-300 для ознакомительной практики.
В первой половине 1990-х годах приобреталось и монтировалось новое оборудование для кафедры «Судовые силовые установки». В 1994 году был запущен в эксплуатацию судоэнергетический тренажер фирмы «Norcontrol».
В 2000 году факультет судовой энергетики по инициативе его нового декана, профессора М.Н. Покусаева, был преобразован в факультет морских технологий, энергетики и транспорта. В 2002 году деканом факультета был назначен доцент А.В. Кораблин. Уже под его руководством в 2003 году факультет стал Институтом морских технологий, энергетики и транспорта. В апреле 2008 году ИМТЭиТ возглавил доцент С.В. Виноградов.